Уход за младенцем, первое плавание, массаж
Здоровье вашего ребенка, особенно на первом году жизни, во многом зависит от качества ухода за ним. Маме всегда следует помнить, что утренний туалет проводится обычно перед вторым кормлением — лицо и ручки малыша умывают ваткой с теплой кипяченой водой (с 4—6 месяцев можно умывать и водой из-под крана); глазки промывают от виска к носу, каждый глаз отдельной стерильной ваткой; носовые ходы очищают ватными фитильками, слегка смоченными стерильным растительным маслом (ни в коем случае не используйте для этого ватные палочки!); уши ребенка в специальной чистке не нуждаются.
Пуповинный остаток у новорожденных детей следует обрабатывать один раз в день ваткой, смоченной 70%-ным этиловым спиртом, до тех пор, пока он не высохнет и не отпадет самостоятельно. При этом пупочной ранки как таковой быть не должно, так как процесс заживления пупочной области идет одновременно с процессом отпадения остатка пуповины. При каких-либо выделениях из пупочной области у новорожденного родителям следует незамедлительно вызвать участкового врача.
Главными условиями для сохранения здоровой кожи вашего малыша являются чистота, частые воздушные ванны, исключение перегревания ребенка, ежедневная гигиеническая ванна (с температурой воды 36—37 °С на первом месяце с дальнейшим снижением до 32—34 °С ко второму году жизни) и минимальное ислользование детских косметических средств (только по рекомендации врача-педиатра).
Обязательно следите за ногтями — и детскими, и своими. Для малыша используйте отдельные ножницы (с закругленными концами). Помните два правила: лучше стричь чаще, но не очень коротко; на руках — по кругу, на ногах — ровно.
Огромная роль в правильной организации ухода отводится массажу и плаванию.
Наиболее благоприятный возраст для начала занятий ранним плаванием — 2—4 недели (в зависимости от здоровья ребенка, его индиви-лхльных особенностей и сроков отпадения пуповинного остатка). Тех-'м;;;.с ).}>чсиия ребенка плаванию вас научат в детской поликлинике.
Перед началом каждого занятия плаванием ребенку обязательно делают массаж и проводят с ним гимнастику: перед предстоящей нагрузкой организм нуждается в небольшой разминке.
Необходимо усвоить основные принципы лечебной физкультуры. Тонкостям этого массажа и гимнастики вас также обучит специалист детской поликлиники по лечебной физкультуре.
Общее время массажа и гимнастики — обычно около 20—30 минут (по 10—15 минут на каждую процедуру).
Важна определенная последовательность: сначала массаж, затем гимнастика.
Проводить массаж и гимнастику следует строго на пеленальном с; «лике.
Последовательность проведения массажа следующая: ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо) в положении ребенка на спинке, далее перевернуть малыша на живот и провести массаж ягодиц и спины, затем вновь перевернуть на спину и провес-11* массаж живота, грудной клетки, шеи, головы. Причем сначала проводится поглаживание всех перечисленных частей тела, а затем их разминание мягкими неторопливыми движениями.
После окончания массажа проводится гимнастика, суть которой заключается в игровых (ни в коем случае не насильственных!) движениях рук и ног, отдельных суставов младенца в той же последовательности, в которой проводился массаж. Как именно проводить с ребенком гимнастику, вам покажет ваш педиатр. Однако, проводя гимнастику, всегда следует помнить, что она должна вызывать у малыша радостное, игровое настроение, а ни в коей мере не хныканье и тем более плач. Если с проведением массажа и гимнастики у вас возникают такого рода затруднения (ребенок проявляет беспокойство или оказывает сопротивление, боится и т.п.), то проведение этих процедур следует прекратить до выяснения причины и незамедлительно вместе с малышом показаться педиатру. Редко, но случается, что мама делает слишком грубые движения во время проведения ребенку массажа или гимнастики.
И только после этого приступают непосредственно к занятиям в воде.
Следует отметить, что после рождения ваш малыш в течение 3-4 месяцев сохраняет ощущение пребывания в водной среде, и если в этот период начать его обучение плаванию, то он быстро освоится в воде. У малышей первых месяцев жизни нет «страха воды», который очень часто не позволяет детям более старших возрастов научиться плавать. У младенцев обучение плаванию создает прочный положительный рефлекс общения с водной средой.
Следует отметить, что если вы хотите научить малыша плавать и нырять как можно лучше, то желательно посещать с ним специальный бассейн при детской поликлинике. Если это по каким-то причинам невозможно, то обучить грудного ребенка плаванию можно и в большой домашней ванне. Большая ванна позволяет ребенку свободно шевелить руками, ногами и головой, совершенно не ограничивая его движений. Однако само по себе обучение не должно быть самоцелью таких занятий. Главное в них — получить мощные положительные эффекты, которые во многом заложат основы здоровья вашего малыша на всю последующую жизнь. И все эти положительные эффекты могут быть получены в обычной домашней ванне при минимальных затратах времени и материальных ресурсов.
Каковы же эти эффекты?
Как известно, вода во много раз тяжелее и плотнее воздуха, и, находясь в ней, ребенок ощущает заметное для него механическое давление на свое тело. Сила этого давления действует равномерно на всю поверхность тела ребенка, со всех его сторон, поэтому младенец переносит его легко. Действуя на многочисленные кровеносные сосуды, расположенные в кожном покрове, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а значит, и деятельность сердца. Давление на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание для грудного ребенка является мощным профилактическим средством, предупреждающим заболевания дыхательных путей, поскольку из легких и бронхов при этом активнее удаляются пыль и микроорганизмы, осевшие там за день. В то же время, находясь в кроватке, младенец обычно дышит поверхностно, и в активный процесс дыхания вовлекается лишь примерно '/5 часть легочной ткани ребенка. В результате в пассивной части легких создаются благоприятные условия для того, чтобы там оседали и размножались болезнетворные бактерии и вирусы. Кроме того, с увеличением глубины вдоха повышается присасывающая способность грудной клетки, что облегчает приток к сердцу венозной крови.
На протяжении первых месяцев жизни угнетающее действие на головной мозг младенца оказывает гравитация, которая сковывает многие функции ребенка, тормозит его развитие. В воде же младенец освобождается от такого воздействия гравитации, поскольку, согласно закону Архимеда, становится в 7—8 раз легче, в частности, устраняется характерная для новорожденного суставная и мышечная ригидность, и тем самым создаются дополнительные возможности для двигательной деятельности малыша.
Во время пребывания ребенка в воде добавляется еще положительное воздействие температурного фактора, причем в домашней ванне можно легко регулировать температуру, добиваясь оптимальных для каждого ребенка температурных условий в целях его закаливания.
Кроме того, при выполнении различных движений ребенок испытывает массирующее воздействие воды, а также имеет возможность тратить энергию и уставать, следовательно, улучшаются его сон и аппетит.
Таким образом, дети, занимающиеся плаванием на первом году жизни, имеют ряд преимуществ в развитии перед своими сверстниками, которые плаванием по ряду причин не занимались, а именно:
— отличаются большей двигательной активностью и более ранним становлением моторных функций — начинают раньше сидеть, ползать, стоять, ходить;
— болеют в 3 раза реже, чем их «неплавающие» сверстники, а если заболевают, то вирусные инфекции у них протекают значительно легче и быстрее;
— у них, как правило, уравновешенный характер, хороший аппетит, нормальное пищеварение и крепкий сон, а вследствие всего этого у них отмечается более высокое нервно-психическое развитие.
Хочется еще раз подчеркнуть, что все ваши физические усилия и затраты времени на столь важные для младенца процедуры окупятся сторицей. Лучше потратить 1 час в день на занятие с ребенком плаванием, чем месяцы — на скитания по врачам и больницам.
Сон младенца (ритм, продолжительность, вариабельность, неоднородность, совместный)
Как наладить нарушенный сон
Мы созданы из вещества того же,
Как известно, вода во много раз тяжелее и плотнее воздуха, и, находясь в ней, ребенок ощущает заметное для него механическое давление на свое тело. Сила этого давления действует равномерно на всю поверхность тела ребенка, со всех его сторон, поэтому младенец переносит его легко. Действуя на многочисленные кровеносные сосуды, расположенные в кожном покрове, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а значит, и деятельность сердца. Давление на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание для грудного ребенка является мощным профилактическим средством, предупреждающим заболевания дыхательных путей, поскольку из легких и бронхов при этом активнее удаляются пыль и микроорганизмы, осевшие там за день. В то же время, находясь в кроватке, младенец обычно дышит поверхностно, и в активный процесс дыхания вовлекается лишь примерно '/5 часть легочной ткани ребенка. В результате в пассивной части легких создаются благоприятные условия для того, чтобы там оседали и размножались болезнетворные бактерии и вирусы. Кроме того, с увеличением глубины вдоха повышается присасывающая способность грудной клетки, что облегчает приток к сердцу венозной крови.
На протяжении первых месяцев жизни угнетающее действие на головной мозг младенца оказывает гравитация, которая сковывает многие функции ребенка, тормозит его развитие. В воде же младенец освобождается от такого воздействия гравитации, поскольку, согласно закону Архимеда, становится в 7—8 раз легче, в частности, устраняется характерная для новорожденного суставная и мышечная ригидность, и тем самым создаются дополнительные возможности для двигательной деятельности малыша.
Во время пребывания ребенка в воде добавляется еще положительное воздействие температурного фактора, причем в домашней ванне можно легко регулировать температуру, добиваясь оптимальных для каждого ребенка температурных условий в целях его закаливания.
Кроме того, при выполнении различных движений ребенок испытывает массирующее воздействие воды, а также имеет возможность тратить энергию и уставать, следовательно, улучшаются его сон и аппетит.
Таким образом, дети, занимающиеся плаванием на первом году жизни, имеют ряд преимуществ в развитии перед своими сверстниками, которые плаванием по ряду причин не занимались, а именно:
— отличаются большей двигательной активностью и более ранним становлением моторных функций — начинают раньше сидеть, ползать, стоять, ходить;
— болеют в 3 раза реже, чем их «неплавающие» сверстники, а если заболевают, то вирусные инфекции у них протекают значительно легче и быстрее;
— у них, как правило, уравновешенный характер, хороший аппетит, нормальное пищеварение и крепкий сон, а вследствие всего этого у них отмечается более высокое нервно-психическое развитие.
Хочется еще раз подчеркнуть, что все ваши физические усилия и затраты времени на столь важные для младенца процедуры окупятся сторицей. Лучше потратить 1 час в день на занятие с ребенком плаванием, чем месяцы — на скитания по врачам и больницам.
Сон младенца (ритм, продолжительность, вариабельность, неоднородность, совместный)
Как наладить нарушенный сон
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
У. Шекспир
Сон играет важную роль в человеческой жизни и особенно в жизни маленького ребенка. Какими бы сложными ни были современные теории сна, элементарный жизненный опыт человечества в целом и отдельного человека в частности показывает, что сон жизненно необходим.
Организм человека (и ребенка тоже, в любом детском возрасте) живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым), определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество факторов: биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни и т.д. При этом всем известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то время как излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют. И прежде всего родителям следует усвоить, что здоровый ребенок сам знает, сколько ему необходимо спать. Никогда не мешайте ему расти и отдыхать — именно этим он во сне и занимается. Когда придет пора для других дел — еды, например, — малыш сам решительно об этом напомнит.
В течение суток ребенок первых двух месяцев жизни спит около 20 (±1,5) часов. При этом кратность дневного сна варьируется в зависимости от кратности кормлений. При переходе ребенка в возрасте 5—6 месяцев к получению прикормов (овощное пюре, каша и проч.) у него постепенно складывается распорядок дня с пятью кормлениями и тремя дневными снами. С 9 месяцев до полутора лет дневных снов два и затем — до 6—7 лет — один.
Больше всего родителей беспокоит ночной сон малыша. Чтобы найти оптимальные способы улучшения ночного сна ребенка, необходимо знать особенности детского сна в принципе. Вот они.
• За ночь — и у детей, и у взрослых — проходит много стадий и циклов сна. Есть сон поверхностный (при этом у младенца глаза закрыты, но веки слегка подрагивают, на лице может появляться блуждающая улыбка, дыхание неровное, все тело еще напряжено, при этом иногда ребенок может вздрагивать) и сон глубокий (прекращаются гримасы и подергивания, дыхание становится более ровным и глубоким, мышцы расслабляются).
• Следует знать, что взрослый человек проводит в глубоком сне около шести часов, а в поверхностном — около двух часов,при этом каждые несколько часов периоды глубокого и иоисрх ностного сна чередуются. Младенец в отличие от изросдого при засыпании проходит через довольно длительный период, поверхностного сна, а сами эти стадии чередуются у пего в течение ночи гораздо чаще. Поверхностный сон у ребенка преобладает над глубоким и очень важен для него. Он способ ствует умственному развитию малыша, поскольку это и есть период сновидений, которые дают развивающемуся мозгу зрительные и иные образы. Именно в момент перехода из поверхностного сна в глубокий ребенок и нуждается во впима нии и помощи взрослого.
• «Спать всю ночь» — для ребенка первых месяцев жизни обычно означает 4-5-часовой непрерывный сон. Дети до 6 месяцев обычно просыпаются за ночь 2-3 раза, во втором полугодии — 1-2 раза.
• Любой дискомфорт (заболевание, прорезывание зубов, реакция на прививку, обилие новых впечатлений и проч.) может резко нарушить ночной сон малыша.
• Особенности сна ребенка во многом определяются его темпераментом, поэтому, если ребенок ночью часто просыпается, и этом далеко не всегда есть вина родителей.
• Нельзя заставить ребенка заснуть насильно какими бы то ни было средствами. Вы можете только создать обстановку, располагающую ко сну. Надо набраться терпения: не риод, когда малыш часто просыпается, не будет длиться вечно.
Самый главный совет: будьте внимательны, «прислушивайтесь* к своему ребенку, и он сам вам подскажет, как с ним лучше обращаться.
Каковы же условия для организации полноценного сна грудного ребенка? Оказывается, создать их доступно любой семье. Прежде всею это:
— проветренное помещение с температурой воздуха не выше 20-22 °С (фрамуга или форточка во время сна должна быть от крыта). Наилучший вариант организации дневного спи па свежем воздухе (возможен вариант с использованием для этой цели балкона или лоджии, но обязательно под постоянным контролем со стороны родителей);
— увлажнение воздуха в помещении (в период работы центрального отопления) с помощью специальных приборов-увлажнителей или с помощью влажного полотенца на батарее или тазика с водой под кроватью;
— отдельная кроватка с плотным и ровным матрацем, без подушки. Чем младше ребенок, тем ближе должна располагаться детская кроватка к родительской (лучше в пределах досягаемости маминой руки). Совместный сон (в родительской постели) может быть рекомендован только в исключительных случаях.
Постарайтесь по возможности не укачивать ребенка, так как это вредно для его слабого вестибулярного аппарата, а отучить позднее от этого бывает сложно. Но это не означает, что вам нельзя ребенка слегка «убаюкать», т.е. подержать засыпающего малыша на руках, походить с ним по комнате, спеть ему колыбельную песенку, пока он не перейдет в стадию глубокого сна.
Постарайтесь по возможности не пользоваться пустышкой, либо, если ребенок возбудимый или его беспокоят колики, режущиеся зубки и проч., используйте ее только для стимулирования засыпания ребенка, а затем, когда малыш заснет, пустышку из его рта необходимо вынуть.
Зрение
Особенности строения детского глаза, возможная потология, профилактика нарушений
В момент рождения отверстия канальцев со стороны носовой полости иногда закрыты тонкой мембраной, которая обычно вскоре после рождения прорывается. Но иногда эта мембрана не полностью открывается, вызывая закупорку слезных канальцев. В других случаях проходимость слезоотводящих путей нарушается вследствие врожденных сужений на различных участках. Проявляется и то и другое одинаково — накоплением в одном или в обоих глазах слезной жидкости. Если застоявшаяся жидкость инфицируется или воспаляется слезный мешок (дакриоцистит новорожденного), то выделения из глаз становятся желтыми (слизисто-гной-ными).
При отсутствии признаков воспаления можно попробовать разблокировать слезный канал, слегка массируя его чуть ниже внутреннего угла глаза несколько раз в день. Если это не помогает или появились признаки инфицирования, необходима помощь офтальмолога.
Самое частое заболевание глаз у новорожденных — это конъюнктивит. Обычно поражаются оба глаза. Отмечается покраснение слизистой глаз, отек и гнойное отделяемое. Чаще всего конъюнктивиты новорожденных связаны с инфицированием при прохождении родовых путей и могут быть вызваны самыми разными микроорганизмами. Если рекомендации педиатра при конъюнктивите не помогают, необходимо также обратиться к офтальмологу.
Видеть, как взрослые, новорожденный, разумеется, не может — все его реакции ограничиваются тем, что от очень яркого света он жмурится, иногда поворачивает глаза к источнику света. Уже к месячному возрасту малыш может недолго задерживать на чем-либо взгляд и так же недолго (несколько секунд) за этим «чем-то» следить. В течение последующих 2—3 месяцев возможность сопровождать взглядом движущийся предмет заметно улучшается. Вначале ребенок может следить лишь за игрушкой, которая движется в горизонтальной плоскости, но в 4 месяца уже свободно смотрит куда угодно: и вверх, и вниз, и в стороны. После этого возраста зрение начинает совершенствоваться очень быстро.
Чтобы развитие зрительного анализатора шло без отклонений, необходимо соблюдать следующие советы и рекомендации.
Нельзя допускать, чтобы в детской комнате была слабая освещенность. Это мешает развитию способности ребенка различать цвета.
Игрушки должны быть большими и яркими. Цвет их тоже имеет значение: в первом полугодии жизни оптимальны желтый, оранжевый, зеленый, а затем — чем разнообразнее цвета, тем лучше.
У. Шекспир
Сон играет важную роль в человеческой жизни и особенно в жизни маленького ребенка. Какими бы сложными ни были современные теории сна, элементарный жизненный опыт человечества в целом и отдельного человека в частности показывает, что сон жизненно необходим.
Организм человека (и ребенка тоже, в любом детском возрасте) живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым), определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество факторов: биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни и т.д. При этом всем известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то время как излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют. И прежде всего родителям следует усвоить, что здоровый ребенок сам знает, сколько ему необходимо спать. Никогда не мешайте ему расти и отдыхать — именно этим он во сне и занимается. Когда придет пора для других дел — еды, например, — малыш сам решительно об этом напомнит.
В течение суток ребенок первых двух месяцев жизни спит около 20 (±1,5) часов. При этом кратность дневного сна варьируется в зависимости от кратности кормлений. При переходе ребенка в возрасте 5—6 месяцев к получению прикормов (овощное пюре, каша и проч.) у него постепенно складывается распорядок дня с пятью кормлениями и тремя дневными снами. С 9 месяцев до полутора лет дневных снов два и затем — до 6—7 лет — один.
Больше всего родителей беспокоит ночной сон малыша. Чтобы найти оптимальные способы улучшения ночного сна ребенка, необходимо знать особенности детского сна в принципе. Вот они.
• За ночь — и у детей, и у взрослых — проходит много стадий и циклов сна. Есть сон поверхностный (при этом у младенца глаза закрыты, но веки слегка подрагивают, на лице может появляться блуждающая улыбка, дыхание неровное, все тело еще напряжено, при этом иногда ребенок может вздрагивать) и сон глубокий (прекращаются гримасы и подергивания, дыхание становится более ровным и глубоким, мышцы расслабляются).
• Следует знать, что взрослый человек проводит в глубоком сне около шести часов, а в поверхностном — около двух часов,при этом каждые несколько часов периоды глубокого и иоисрх ностного сна чередуются. Младенец в отличие от изросдого при засыпании проходит через довольно длительный период, поверхностного сна, а сами эти стадии чередуются у пего в течение ночи гораздо чаще. Поверхностный сон у ребенка преобладает над глубоким и очень важен для него. Он способ ствует умственному развитию малыша, поскольку это и есть период сновидений, которые дают развивающемуся мозгу зрительные и иные образы. Именно в момент перехода из поверхностного сна в глубокий ребенок и нуждается во впима нии и помощи взрослого.
• «Спать всю ночь» — для ребенка первых месяцев жизни обычно означает 4-5-часовой непрерывный сон. Дети до 6 месяцев обычно просыпаются за ночь 2-3 раза, во втором полугодии — 1-2 раза.
• Любой дискомфорт (заболевание, прорезывание зубов, реакция на прививку, обилие новых впечатлений и проч.) может резко нарушить ночной сон малыша.
• Особенности сна ребенка во многом определяются его темпераментом, поэтому, если ребенок ночью часто просыпается, и этом далеко не всегда есть вина родителей.
• Нельзя заставить ребенка заснуть насильно какими бы то ни было средствами. Вы можете только создать обстановку, располагающую ко сну. Надо набраться терпения: не риод, когда малыш часто просыпается, не будет длиться вечно.
Самый главный совет: будьте внимательны, «прислушивайтесь* к своему ребенку, и он сам вам подскажет, как с ним лучше обращаться.
Каковы же условия для организации полноценного сна грудного ребенка? Оказывается, создать их доступно любой семье. Прежде всею это:
— проветренное помещение с температурой воздуха не выше 20-22 °С (фрамуга или форточка во время сна должна быть от крыта). Наилучший вариант организации дневного спи па свежем воздухе (возможен вариант с использованием для этой цели балкона или лоджии, но обязательно под постоянным контролем со стороны родителей);
— увлажнение воздуха в помещении (в период работы центрального отопления) с помощью специальных приборов-увлажнителей или с помощью влажного полотенца на батарее или тазика с водой под кроватью;
— отдельная кроватка с плотным и ровным матрацем, без подушки. Чем младше ребенок, тем ближе должна располагаться детская кроватка к родительской (лучше в пределах досягаемости маминой руки). Совместный сон (в родительской постели) может быть рекомендован только в исключительных случаях.
Постарайтесь по возможности не укачивать ребенка, так как это вредно для его слабого вестибулярного аппарата, а отучить позднее от этого бывает сложно. Но это не означает, что вам нельзя ребенка слегка «убаюкать», т.е. подержать засыпающего малыша на руках, походить с ним по комнате, спеть ему колыбельную песенку, пока он не перейдет в стадию глубокого сна.
Постарайтесь по возможности не пользоваться пустышкой, либо, если ребенок возбудимый или его беспокоят колики, режущиеся зубки и проч., используйте ее только для стимулирования засыпания ребенка, а затем, когда малыш заснет, пустышку из его рта необходимо вынуть.
Зрение
Особенности строения детского глаза, возможная потология, профилактика нарушений
В момент рождения отверстия канальцев со стороны носовой полости иногда закрыты тонкой мембраной, которая обычно вскоре после рождения прорывается. Но иногда эта мембрана не полностью открывается, вызывая закупорку слезных канальцев. В других случаях проходимость слезоотводящих путей нарушается вследствие врожденных сужений на различных участках. Проявляется и то и другое одинаково — накоплением в одном или в обоих глазах слезной жидкости. Если застоявшаяся жидкость инфицируется или воспаляется слезный мешок (дакриоцистит новорожденного), то выделения из глаз становятся желтыми (слизисто-гной-ными).
При отсутствии признаков воспаления можно попробовать разблокировать слезный канал, слегка массируя его чуть ниже внутреннего угла глаза несколько раз в день. Если это не помогает или появились признаки инфицирования, необходима помощь офтальмолога.
Самое частое заболевание глаз у новорожденных — это конъюнктивит. Обычно поражаются оба глаза. Отмечается покраснение слизистой глаз, отек и гнойное отделяемое. Чаще всего конъюнктивиты новорожденных связаны с инфицированием при прохождении родовых путей и могут быть вызваны самыми разными микроорганизмами. Если рекомендации педиатра при конъюнктивите не помогают, необходимо также обратиться к офтальмологу.
Видеть, как взрослые, новорожденный, разумеется, не может — все его реакции ограничиваются тем, что от очень яркого света он жмурится, иногда поворачивает глаза к источнику света. Уже к месячному возрасту малыш может недолго задерживать на чем-либо взгляд и так же недолго (несколько секунд) за этим «чем-то» следить. В течение последующих 2—3 месяцев возможность сопровождать взглядом движущийся предмет заметно улучшается. Вначале ребенок может следить лишь за игрушкой, которая движется в горизонтальной плоскости, но в 4 месяца уже свободно смотрит куда угодно: и вверх, и вниз, и в стороны. После этого возраста зрение начинает совершенствоваться очень быстро.
Чтобы развитие зрительного анализатора шло без отклонений, необходимо соблюдать следующие советы и рекомендации.
Нельзя допускать, чтобы в детской комнате была слабая освещенность. Это мешает развитию способности ребенка различать цвета.
Игрушки должны быть большими и яркими. Цвет их тоже имеет значение: в первом полугодии жизни оптимальны желтый, оранжевый, зеленый, а затем — чем разнообразнее цвета, тем лучше.
Для того чтобы ребенок научился правильно видеть,не стоит в первые 3-4 месяца вешать перед ним игрушки на близком расстоянии (менее 40 см) ; толком разглядеть он ничего не сможет ,но возникает риск развития косоглазия.